Остапов А.И.

БИБЛИОТЕКА КАК КОГНИТИВНО-КОМПЕНСАТОРНЫЙ
МЕХАНИЗМ СОЦИУМА

Происходящие кардинальные изменения информационной сферы, интенсивное внедрение компьюникационной техники и передовых информационных технологий в библиотеку, а также ее исследование с позиций различных подходов (системно-элементного, деятельностного, информационного) v все еще не позволяют в должной мере познать ее сущность.
Более глубокое и адекватное познание феномена библиотеки возможно лишь при когнитивном подходе, когда она теоретически воспроизводится как особый когнитивно-компенсаторный механизм (ККМ), обеспечивающий восполнение недостающих индивиду, группе и обществу знаний знаниями из библиотечной памяти.
        Отправной точкой возникновения ККМ является исторический период рабовладения и античности, т. е. период возникновения письменности, когда объем накопленных индивидами знаний превысил возможности их качественного (без потерь, без забывания) хранения и воспроизведения для передачи последующим поколениям, когда люди стали осознавать важность и значимость знаний в их жизни, наконец, когда они стали испытывать потребность в недостающих им знаниях. Необходимо было также преодолеть и ограниченность устной речи, с помощью которой уже становилось невозможно организовать усложнявшуюся человеческую деятельность, формировать общественные отношения ввиду возраставшего объема знаний.
        Единственное, что могло разрешить назревший конфликт, было создание более 4 тысячелетий назад такого ККМ как библиотека. Знание как важнейшая знаково-семиотическая составляющая информационных коммуникаций накапливалось, трансформировалось и передавалось ККМ библиотеки в соответствии с семантико-прагматическим критерием пользователя от индивидов и групп к библиотечной памяти, а от нее вновь к индивидам и группам, распространяясь далее на социум в целом. Библиотека в период своего возникновения явилась первым ККМ, представлявшим в своей библиотечной памяти практически всю документированную социальную память. 
        Первоначально действие ККМ проявлялось в библиотеке как синкретичное единство Lпроизводства¦ книг, документов, их библиографического описания и классификации, а также хранения, использования и исследования всех этих носителей знания. По мере увеличения объема и усложнения информации под действием ККМ социума появлялись другие разновидности ККМ: архив, музей, информационный орган, автоматизированная информационная система, Интернет, информационная супермагистраль и т.п. Однако ни один из этих конкурентных институтов не в состоянии был заменить, и, наверное, не сможет заменить такой глобальный ККМ как библиотека. Это объясняется тем, что библиотека, во-первых, во все времена имела в своей библиотечной памяти сравнительно большой объем знаний по отношению к социальной памяти; во-вторых, библиотека полнее, чем другие ККМ, удовлетворяет именно коммуникативно-познава-тельные потребности, а не информационные; в-третьих, она аккумулирует, обрабатывает и хранит такие знания, которые стимулируют творческое мышление библиотекаря и пользователя; в-четвертых, она постепенно адаптируется к обновляющимся информационно-коммуникационным технологиям.
        Развитие библиотеки как ККМ на протяжении всей истории шло относительно непрерывно, изменяясь по нескольким параметрам. К настоящему моменту можно гипотетично выделить пять нижеследующих параметров с тенденциями по: 
    1)  объему охвата социальной памяти (относительного уменьшение охвата); 
    2)  мощности компенсации информации знанием (относительное усиление мощности); 
    3)  силе воздействия знаний на сознание пользователя (относительное повышение силы воздействия); 
    4)  уровню удовлетворения коммуникативно-познавательных потребностей (относительное повышение уровня удовлетворения); 
    5)  конкурентоспособности в отношении к другим видам ККМ (относительное снижение конкурентоспособности).
        Когнитивный подход, основанный на понимании библиотеки как ККМ, позволяет установить, как, в какой мере, в каких функциональных компонентах перспективной (идеализированной) модели библиотеки и почему функционируют знание и связанные с ним феномены: информация, информационные коммуникации, библиотекарь, пользователь, документ, сознание, память, познание, потребность в коммуникации и познании; каким закономерностям они подчиняются, какие эффекты вызывают, как их согласовать между собой и оптимизировать благодаря этому работу реальной библиотеки.

срочно стендистки на выставку в москве
Hosted by uCoz